мифология

 

 

Летучая мышь

Из-за своей ночной активности и «странного» облика летучие мыши были объектами мифологий самых различных народов, от Японии, Филиппин и Австралии до Европы и Центральной Америки. Хотя абсолютно реальные летучие мыши постоянно в течение тысячелетий были на виду у человека (или были бы, если бы он захотел их увидеть), существовало довольно много легенд и культов, так или иначе связанных с этими существами, а кое-какие суеверия продолжают жить и теперь. Очень неплохой обзор этих легенд дают Хилл и Смит в своей книге «Bats. A natural history».

В европейском фольклоре существует представление о прочной связи летучих мышей с нечистыми силами. До сих пор широко распространен миф о вцепляющихся в волосы летучих мышах, что якобы вызывает образование колтунов. Описывая жилище колдуна или ведьмы, его, помимо прочего, часто населяли летучими мышами. Вспомните у Гоголя в «Страшной мести»: «Колдун стал прохаживаться вокруг стола, знаки стали быстрее меняться на стене, а нетопыри залетали сильнее вниз и вверх, взад и вперед.» Однако стоит отметить, что летучие мыши были скорее страдающей стороной: ведьмы иной раз отправляли их в свое варево в качестве ингредиента; чтобы отвести от дома колдовство, живую (!) летучую мышь рекомендовалось прибить гвоздями к притолоке (в Польше ее приколачивали в конюшне, дабы сберечь лошадей от сглаза). Вообще, различные части летучих мышей находили весьма широкое применение в бытовом колдовстве. В ряде стран кожу или мумию летучей мыши зашивали в одежду для защиты от сглаза (считается, что это поверье пошло, в свою очередь, от поверья что летучая мышь слепа). В Богемии считалось, что правый глаз летучей мыши, положенный в карман, может делать своего владельца невидимым, а если высушенное сердце зверька держать в руке, которой сдаются карты, это принесет удачу в игре. От способности летучих мышей сидеть на вертикальной и, на первый взгляд, гладкой поверхности пошло их болгарское название «прилеп», а также многочисленные поверья, что к обладателю ценного зверька или его фрагментов «прилепится» что-нибудь хорошее. Так, болгары верили, что носить летучую мышь при себе – к богатству, или вешали ее в амбаре, чтобы тот был всегда полон. Украинцы привораживали богатство к дому, закапывая под порог голову летучей мыши или клали ее в сундук с деньгами. Если же летучую мышь дать обглодать муравьям, а затем из скелета вынуть две косточки, то одной можно приворожить человека к себе, а другой – отворотить (интересно, какая косточка каким действием обладает проверяли экспериментально? – СК).

Сейчас в сознании людей довольно прочно укоренилась и связь летучих мышей с вампирами. Однако на самом деле, пишут Хилл и Смит, прочной эта связь стала только благодаря Брему Стокеру и его «Дракуле». До этого хотя идея превращения неупокоенной души колдуна в нетопыря и фигурировала в фольклоре, скажем, белорусов, но к кровопийству отношения не имела. Хилл и Смит полагают, что саму идею вампиров (известно, что слово «вампир» пришло в Европу, точнее – в Германию от каких-то славян, но точное происхождение его неизвестно) принесли в Европу цыгане из Индостана. В индийской традиции существа, пьющие кровь, не представляют редкости, но примечательно, что они никогда не ассоциировались с летучими мышами. Сами цыгане полагали, что вампирами могут быть собаки, кошки, лошади (!), овцы (!!), куры (!!!), пауки и змеи, но летучие мыши в этом списке также отсутствовали.

Летучие мыши-вампиры присутствовали в фольклоре некоторых центральноамериканских народов, что и не удивительно, ведь им-то как раз был хорошо знаком живой прототип. В частности, в пантеоне древних Майа присутствовал Камазоц, бог Смерти и Подземного мира, с головой листоносой летучей мыши (которая на языке Майа называлась «зоц») и зубами мыши-вампира. Рассказы об огромных мышах-вампирах присутствуют в фольклоре индейцев Аравак, живущих на севере Гвианы. Индейцы никогда не рискуют ночевать под открытым небом, опасаясь нападения демонического существа (которое не только выпивает кровь, но и обгладывает жертву до костей). В другой легенде братья-летучие мыши ставшие шуринами Совы, научились у нее пугать людей громкими криками и отбирать у них пищу. Когда же они попробовали это проделать самостоятельно, то должного испуга не добились, и один из братьев погиб, второй же в отместку летает теперь по ночам и пьет у людей кровь.

Некоторые центральноафриканские племена верят, что летучие мыши являются проводниками душ ведьм на тот свет. Если урожай поврежден летучими мышами, то это, несомненно акт колдовства. Чтобы выявить колдуна, нужно поймать одну из плодоядных летучих мышей, сжечь ее, а пепел смешать с пивом и напоить все племя. Выпив этот напиток, колдун себя выдаст.

Связь летучей мыши с миром смерти присутствует у многих народов. Так, в Древней Греции летучие мыши (Никтериды, то есть дочери Никты, богини ночи) были священными животными Персефоны, супруги Гадеса (Аида) – бога подземного мира.

У аборигенов Австралии существует легенда о первородном грехе. Первая женщина не могла устоять перед соблазном и не посмотреть поближе гигантскую летучую мышь. Летучая же мышь спала и во сне общалась с духами и ментальной силой сдерживала запертую в пещере Смерть. Потревоженная женщиной, она проснулась и улетела, а Смерть вырвалась на свободу, и с тех пор люди стали смертными.

В Западной и Центральной Азии к летучим мышам относились, по-видимому, ровно, как к непременному элементу окружающего мира. В Таджикистане летучей мыши отводилась роль "божьей коровки": если человек хотел попросить Бога о новых знаниях или умениях, он должен был положить летучей мыши палец правой руки на спину и произнести вслух свою просьбу. Предположительно, зверек должен был обязательно доставить послание адресату.

Во множестве народов существуют легенды о том, что летучая мышь – полуптица-полузверь и имеет двойное происхождение. Само слово «нетопырь» (в первоначальном написании, возможно «непетырь», см. «Этимолог. словарь Русского языка»), распространенное в Восточной и Южной Европе для обозначения летучих мышей, переводится как «не-птица» или «недоптица». Болгары считали, что летучая мышь рождается из яйца, как птица. Крайне распространен сюжет (он присутствует в африканских, европейских и центрально-азиатских сказках практически стереотипно) о войне между птицами и зверями и о том, что летучая мышь по ходу битвы присоединялась то к одной, то к другой стороне (или же, наоборот, отказывалась выступать на одной из сторон, каждый раз ссылаясь на свою принадлежность к противоположной). С тех пор она прячется в подземельях и дуплах и вылетает только по ночам, чтобы не попадаться на глаза бывшим противникам. В австралийской легенде этот сюжет дополнился следующими подробностями: во-первых, вместе с летучей мышью была сова, а во-вторых битва кончилась тем, что Великий Дух, рассердившись и на птиц, и на зверей, спрятал солнце. Сова отказалась искать солнце, летучая же мышь, мучаясь угрызениями совести, согласилась. И вернула-таки, правда не на все время: солнце-бумеранг стало с тех пор летать по кругу, вставать и заходить. Летучая мышь предпочла остаться ночным существом, но с тех пор боится совы.

В одной из басен Эзопа, жившего в пятом веке до Н.Э., летучая мышь, ежевика и баклан собрались вместе заняться коммерцией. Да вот беда – корабль с товарами затонул. Баклан с тех пор все время ныряет, стремясь отыскать на дне моря свое добро, ежевика стоит у дороги и хватает всех проходящих мимо, проверяя, не одета ли на них та одежда, что она везла на продажу. Летучая же мышь, которая занимала деньги для финансирования предприятия, появляется только по ночам, дабы не встретиться с кредиторами.

Само происхождение летучих мышей – тоже объект для возникновения легенд. Так, украинцы, русские и поляки верили, что в летучую мышь превращается мышь обычная, поевшая со стола освященной перед Пасхой пищи (эту версию я лично слышал в Украинских Карпатах – СК). Согласно болгарской легенде, в летучую мышь Бог превратил беглого преступника. У целого ряда народов летучая мышь – это обычная мышь или крыса, обманом или хитростью получившая крылья. А вот в одной из африканских легенд Лев самолично, отрезав кусочек кожи от ритуального барабана, сделал летучей мыши крылья, чтобы она могла следить за священной игрой, в которой принимали участие все звери.

китайская монета

Изображения летучих мышей широко использовались в разных культурах, правда, разумеется, в несколько различных контекстах. Так, изображение летучей мыши, вероятно, отвращающее неприятности, встречается в геральдике на гербах ряда Европейских родов, а также на гербах Барселоны и Валенсии. Гораздо более распространена летучая мышь в восточной символике.

Непальская вышивка с изображениями летучих мышей и драконов.

Их можно увидеть на китайских произведениях искусства, ремесленных изделиях, в орнаментах и т.д. Там летучая мышь считалась символом удачи и домашнего счастья (определенное сходство с Европой прослеживается, но китайцы не прибивали своих мышей гвоздями, а рисовали на вазах и чеканили на монетах – СК). Часто можно встретить орнамент из пяти летучих мышей, сцепленных крыльями – «Ву-Фу», символизирующий пять величайших радостей жизни человека: здоровье, богатство, удачу, долгую жизнь и невозмутимость.

(C) S. Kruskop

 

   
Хостинг от uCoz